![]() |
![]() |
||||||
|
|||||||
|
Великие голландцыНа уровне крупнейших картинных галерей мира показана в музее Метрополитен нидерландская живопись XIV–XVI веков. Большинство произведений этой школы ранее находилось в частных американских, главным образом нью-йоркских, собраниях. Интерес именно к нидерландской живописи в США имеет исторические корни: из Нидерландов вышли предки многих американцев. Об этом напоминает старое название Нью-Йорка – Новый Амстердам. Многие произведения нидерландского раздела в музее Метрополитен принадлежат к числу всемирно известных шедевров. По большей части они относятся к эпохе расцвета нидерландской живописи в XV веке. Среди них – две небольшие композиции, «Страшный суд» и «Распятие», выставленные в витрине. Их приписывают великому нидерландскому живописцу первой половины XV века Яну ван Эйку (ок. 1390–1441), сыгравшему выдающуюся роль в истории всей европейской живописи. Ранее они считались работами его брата Губерта ван Эйка. Вопрос об авторстве картин смыкается с одной из больших искусствоведческих проблем, и не в наших возможностях осветить здесь ее подробнее. Ясно только, что эти работы по качеству исполнения и уровню художественной культуры их автора достойны славы великого мастера. Картины, перед которыми мы остановились, были боковыми створками алтаря. Подобного типа складни часто служили дорожными алтарями богатым нидерландским купцам или знатным людям. Известно, что складень состоял из трех частей и что центральное, бесследно исчезнувшее панно изображало сюжет «Поклонение волхвов». Триптих был написан на досках, но в XIX веке живопись уцелевших створок была переведена на холст. Несмотря на это, картины превосходно сохранили яркий блеск нарядного, праздничного колорита. |
||||||
|
|||||||