![]() |
![]() |
||||||
|
|||||||
|
Великий конкретик Питер БрейгельПитер Брейгель Старший любит детали – вот припрятанный в пшенице большой глиняный кувшин. Среди высоких, стеной стоящих колосьев там и сям – фигурки людей, но основная масса работников расположилась в тени под ветвями раскидистого дерева. По своему характеру это жанровая сцена. Люди едят, пьют, сидят в самых непринужденных позах. Особенно выразительна фигура спящего парня, широко раскинувшего руки и ноги. В этой фигуре словно сконцентрировано господствующее в картине ощущение вольного простора, естественности и простоты. В деталях, переданных обобщенно, локальными пятнами, нет дробности. Во всем найдена та мера соотношения частного и целого, которая заставляет воспринимать изображенное не как жанровую сцену в пейзаже, а как составную часть величавой картины бытия. Примечательна история «Жатвы». Вместе с остальными картинами серии она находилась в пражском собрании императора Рудольфа II. В середине XVIII века по распоряжению императрицы Марии-Терезии картины доставили в Вену и поместили в венском Бельведере, откуда во время наполеоновского нашествия в 1806 году они были вывезены во Францию. После поражения Наполеона три картины были возвращены в Бельведер, а эта исчезла. «Жатва» неожиданно появилась на международном художественном рынке в 1917 году, когда бельгийский коллекционер Ж.Цельс, приобретший картину у французского коллекционера Ж.Дусе, предложил ее Роджеру Фраю. После долгих колебании (почти все были убеждены, что это подделка) в 1919 году «Жатва» была приобретена за три тысячи триста тридцать семь долларов на средства фонда Роджерса. Подлинность картины была вскоре подтверждена, в том числе и сотрудниками Бельведера. Уцелела на ней и старая рама, тогда как остальные картины не сохранили первоначального обрамления. Творчество Брейгеля подвело итоги достижениям реализма в нидерландской живописи XV–XVI веков и проложило дорогу искусству Фландрии и Голландии XVII столетия. |
||||||
|
|||||||