![]() |
![]() |
||||||
|
|||||||
|
Фрески, нарушающие спокойствоКак правило, в условиях музеев не показываются образцы знаменитой итальянской фрески. В этом смысле музей Метрополитен является исключением. Кроме нескольких фрагментов, таких, как часть фрески с изображением святого Христофора и младенца Христа, приписываемой Гирландайо, целый небольшой зал занимают росписи потолка из Палаццо дель Магнифико в Сиене, выполненные одним из замечательных мастеров фрески конца XV – начала XVI века Пинтуриккио. Росписи представляют собой клейма с мифологическими сценами. Декоративность их усиливается золотыми имитирующими мозаику фонами. Имена многих из представленных в музее Метрополитен художников связаны с лучшими страницами истории итальянской монументальной живописи: Пьеро ди Козимо, Беноццо Гоццоли, Андреа Мантенья, Андреа дель Сарто. В Падуе, одном из главных центров науки и культуры эпохи Возрождения, жил художник мощного и яркого темперамента, прирожденный монументалист Андреа Мантенья (1431–1506). Зная его картину «Поклонение пастухов» по репродукциям, не веришь своим глазам, когда вместо монументального большого полотна, каким она представлялась, видишь перед собой композицию чуть более полуметра в ширину. Это один из немногих настоящих шедевров в коллекции произведений итальянской живописи XV века. Картина отличается острым ощущением жизни. Оно – и в динамичной панораме пейзажа, где извивающаяся дорога, словно сжатая пружина, позволяет дать резкое сокращение пространства в глубину, и особенно в изображении пастухов, спешащих преклонить колени перед младенцем. Несмотря на симметричность композиции, где в центре – Мария, а слева – дремлющий Иосиф, акцент явно смещается с этих главных по сюжету персонажей на занимающие правую ее часть фигуры пастухов, достигших наконец цели своего трудного, судя по их изорванной одежде, путешествия. Поразительны и грубоватые, полные экспрессии лица пастухов. Как полагают, картина создана до 1460 года и является образцом раннего творчества Мантеньи, тогда как его же «Святое семейство с Марией Магдалиной», находящееся в зале собрания Олтмана, относится к более позднему времени. Могучее и сильное искусство Мантеньи оказало влияние на многих его современников. Примером тому может служить «Мадонна со спящим младенцем» Джованни Беллини, крупнейшего венецианского живописца второй половины XV века. |
||||||
|
|||||||