![]() |
![]() |
||||||
|
|||||||
|
Шедевры ИталииДолгое время считалась работой Мантеньи небольшая картина «Размышление о страстях». В результате проведенного в 1945 году изучения полотна в инфракрасных лучах под позднейшей надписью «Мантенья» была прочитана подпись настоящего автора – выдающегося венецианского живописца Витторе Карпаччо (ок. 1455 – ок.1526). «Размышление о страстях» – признанный шедевр итальянского раздела картинной галереи. С первого взгляда обращает на себя внимание необычность композиции и общего настроения. Мертвый Христос сидит на полуразрушенном каменном троне, поросшем мхом и растениями. По сторонам от него изображены старцы Иероним и Иов. Включение а композицию именно этих святых связано с содержанием комментариев Иеронима к библейской «Книге Иова», где страдания Иова воспринимались как прообраз страстей Христа и его чудесного воскресения. Старцы изображены мудрыми философами, словно ведущими дискуссию по одному из вопросов теологии. Фигура Христа играет в общей концепции картины пассивную роль, как объект размышлений Иеронима и Иова. В этой картине наглядно выступают те черты в творчестве Карпаччо, которые предвосхитили рождение бытового жанра в венецианском искусстве. Особенно выразительна фигура Иова. Он изображен живо жестикулирующим, нога закинута на ногу. В соединении с наготой эта поза придает образу Иова необычную для искусства Возрождения остроту. Большое место в картине занимает замечательный по живописи пейзаж, изобилующий деталями. Можно бесконечно любоваться миниатюрными по масштабу композициями, фигурками людей и животных. Некоторые сценки, например нападение пантеры на оленя или изображенные на первом плане терновый венец и череп, наделены символическим смыслом. Вдали виден небольшой городок, можно различить ряды оливковых деревьев на склоне холмов, а в самой глубине, над горами – грозовые облака. Эта широкая панорама пейзажа словно раздвигает тему размышлений Иеронима и Иова. Вся картина в целом воспринимается как глубокое философское раздумье о жизни и смерти, о взаимосвязанности событий и явлений в жизни природы и человека. |
||||||
|
|||||||