Атланты, амазонки и куросы
Безграничную известность среди любителей искусства получили куросы – типизированные изображения молодых атлетов с загадочной улыбкой, еще сохраняющие характерную для египетской скульптуры застылость. Курос из Музея Метрополитен относится к VII веку до н.э.
Анатомическое строение его трактовано довольно схематично, поэтому по красоте он уступает некоторым образцам этого рода из Афинского или Британского музеев. Однако его облик дает полное представление о характерных особенностях мужских статуй архаического периода: левая нога куроса слегка выдвинута вперед, волосы длинные, курчавые, глаза большие, навыкате, руки прижаты к торсу, который в отличие от женских статуй того же периода совершенно обнажен.
В классический период искусство Греции достигает замечательной пластической выразительности и реалистичности в изображении человека. Одно из свидетельств этого – римская копия Раненой амазонки Кресилая, греческого скульптора V века до н.э. Музею принадлежит также прекрасная амфора, расписанная в VII веке до н.э. На ее стенках с удивительной точностью передана сцена погребения. Но наиболее ярким экспонатом античного раздела музея является комната, целиком перевезенная из Боскореале. Она декорирована замечательными фресками – от разрушительного воздействия времени памятник уберегло извержение Везувия, скрывшее его под слоем вулканического пепла.
::