![]() |
![]() |
||||||
|
|||||||
|
Мадонна с младенцем и святой АннойЖивопись Германии, за исключением немецких и, может быть, австрийских музеев, редко бывает сколько-нибудь полно показана в других картинных галереях мира. В музее Метрополитен этот раздел располагает достаточно характерной коллекцией искусства немецкого Возрождения XVI века. Превосходными работами представлены три выдающихся художника этой эпохи – Дюрер, Кранах и Гольбейн. Центральное произведение раздела – картина Альбрехта Дюрера (1471–1528) «Мадонна с младенцем и святой Анной». Она сразу привлекает наше внимание художественной силой образа и какой-то необычной, после итальянских мадонн, трактовкой этой традиционной темы. Характер образа Марии, правда, навеян знакомством Дюрера с творчеством художников Ренессанса во время его поездок в Италию, в частности в 1519 году, в год создания картины, но типы лиц, особенно Анны, настолько индивидуальны, что картина выглядит как групповой портрет представителей трех поколений семьи. Совсем юная Мария молитвенно сложила руки над лежащим на руках Анны младенцем. Мягкая светотеневая моделировка подчеркивает нежность ее лица с чуть выдающимися скулами. В художественном образе картины акцент сместился с Марии на Анну. Взгляд ее широко раскрытых выпуклых глаз – первое, что приковывает к себе внимание зрителя, тем более что большая часть ее лица не видна за повязкой; у Марии глаза опущены вниз, а у младенца закрыты. Во взоре Анны – тревога за Марию и ребенка. Драматизм ее образа в корне отличен от гармоничного и ясного идеала, господствовавшего в итальянской живописи Возрождения. Некоторые исследователи полагают, что художник придал святой Анне черты сходства со своей женой Агнес. Если это так, то вполне вероятно, что художник вкладывал в картину и личное чувство. Дюрер очень любил детей, но его брак с Агнес был бездетным. Великолепно написан младенец в этой картине. Прозрачная накидка Марии, край которой словно проведен карандашом, тонкие завитки волос на головке младенца выдают и в живописи Дюрера руку великого рисовальщика. Его рисунки имеются в музее, но особенно выделяется великолепное собрание гравюр. Современник великих деятелей гуманизма и реформации – Эразма Роттердамского и Мартина Лютера, знавший цену силе человеческого духа и разума, Дюрер сумел отразить в своем искусстве и трагические стороны окружающего его мира. В этой сложности искусства Дюрера воплотились особенности немецкого Возрождения в целом. |
||||||
|
|||||||