![]() |
![]() |
||||||
|
|||||||
|
Как мировая культура пошла в массыВеликий мастер парадоксов Г.К.Честертон писал: «Археолог – это человек, который, изучая древние вещи, все время обнаруживает, что они новые». Перефразируя его слова, можно сказать: музей древностей – это самое что ни на есть современное изобретение. Вплоть до конца XVIII века владельцами подобных коллекций были частные лица. И лишь Великая французская революция выдвинула идею, согласно которой блага, дотоле сосредоточенные в руках меньшинства, должны стать достоянием широких масс. «Для каждого исторического периода, – пишет Аврора Леон, – найдется нечто, являющееся отличительной приметой данной культуры. Для архаических обществ это был храм, для греков – театр, для римлян – форум, для средневековья – монастырь или замок, для человека Возрождения – дворец, для романтиков – Природа... Можем ли мы предположить, что в наше время самым типичным для культуры учреждением является музей?» Ныне лучшие музеи мира заполнены толпами людей. Эта пестрая публика сама по себе является целой галереей, где встретишь и жадное стремление к знанию, и любопытство, и самоотверженную преданность искусству. Некоторые деятели искусства (вслед за Умберто Эко назовем их «апокалиптиками») относятся к этой демократизации отрицательно. Но стоит ли произносить бесплодные филиппики против массовой культуры? Стоит ли оплакивать былую, безвозвратно утраченную роскошь, которая сохраняла свой статус только благодаря недоступности для масс? |
||||||
|
|||||||